(Градусов Владимир Валерианович; 14.06.1881, Ярославль - 10.04.1956, там же), архиеп. Ярославский и Ростовский. Сын директора Ярославской муж. гимназии, мать родом из крепостных крестьян. Окончил Ярославскую гимназию. В молодости выступал как автор муз. произведений и статей на муз. темы. Мечтал о карьере оперного артиста, но в окт. 1905 г. во время демонстрации был жестоко избит, потерял голос на нервной почве, из-за полученных травм до конца жизни ходил с палочкой и страдал от болей в почках. В 1909 г. окончил Демидовский юридический лицей в Ярославле со званием кандидата юридических наук. Служил по ведомству Мин-ва юстиции в г. Ярославле. По роду деятельности был связан с системой исполнения наказаний уголовных преступников, подготовил к изданию «Справочник по пенитенциарной части» для губ. правлений (1910). В 1912 г. был переведен в Вологду помощником губ. тюремного инспектора, опубликовал ряд статей по пенитенциарной тематике в «Вестнике Министерства юстиции» (1912-1916).
С 1912 г. по благословению еп. Вологодского и Великоустюжского Никона (Рождественского) исполнял обязанности церковного старосты, вел проповедническую и литературно-церковную деятельность. В 1913 г. в «Вестнике Министерства юстиции» опубликовал ст. «Святые узники земли Русской», в вологодских газетах в 1917-1919 гг. были опубликованы его статьи на религиозно-нравственные темы: «О Пасха, избавление скорби...», «Глаголы вечной жизни», «Венец терновый», «Праздник Церкви Российской», «Памяти митр. Владимира», «Цветы пустыни» и др.
Участвовал в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. как представитель верующих Вологодской епархии. В качестве профессионального юриста входил в группу, работавшую над составлением деяний Собора. Выступал по вопросам о единоверии и единоверческих епископах, о создании комиссии для расследования мученической кончины Киевского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского), о составлении «Положения о православных приходах». 4 марта 1918 г. на заседании Собора подчеркнул важность церковной дисциплины в деле приходского строительства при активном участии в жизни прихода самих прихожан. Патриарх Московский и всея России св. Тихон обратил внимание на представителя вологодских мирян и предложил В. В. Градусову принять священный сан. 8 дек. 1919 г. он был рукоположен Патриархом во диакона, на следующий день - во иерея и определен в Успенский собор Московского Кремля.
В 1920 г. переведен в Ярославль настоятелем Иоанно-Златоустовской ц. в Коровниках. Среди прихожан пользовался авторитетом, в первые годы после революции участвовал в устраиваемых властями диспутах, часто выступал с проповедями. После закрытия храма служил в пригороде Ярославля за р. Которослью в оставшейся у православных часовне при Никольской ц., захваченной обновленцами. В маленькой часовне помещалось только 15-20 молящихся, но желавших послушать о. Владимира было так много, что верующие стояли службу на улице. Был возведен в сан протоиерея. В 1938 г. овдовел. В 1941 г. участвовал в организации Фонда обороны, занимавшегося сбором средств и материальных ценностей, добровольно вносимых населением для нужд фронта.
В авг. 1942 г. получил от Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; с сент. 1943 Патриарх Московский и всея Руси) предложение об архиерействе. 20 нояб. 1942 г. определен быть по пострижении в монашество епископом Можайским. Постриг, наречение и хиротония во епископа должны были состояться в Москве по ближайшему усмотрению митр. Киевского и Галицкого Николая (Ярушевича). 22 дек. 1942 г. по ходатайству архиеп. Ярославского и Ростовского Иоанна (Соколова) награжден митрой с возложением панагии. 22 янв. 1943 г. пострижен в монашество с именем Димитрий, 24 янв. хиротонисан во епископа Можайского. Хиротонию в Москве возглавил митр. Николай (Ярушевич). Д. был назначен викарием Московской епархии.
С 6 сент. 1943 г. епископ Ульяновский. Участвовал в Архиерейском Соборе РПЦ 8 сент. 1943 г. 12 сент. Д. присутствовал на интронизации Патриарха Московского и всея Руси Сергия. С дек. 1943 по февр. 1944 г. временно управлял Орловской епархией, освобожденной от нем. войск. Входил в состав комиссии по чиноприему обновленческих архиереев. Д. был в числе принимавших 4 дек. 1943 г. покаяние обновленческого митр. Корнилия (Попова), 2 марта 1944 г.- бывш. первоиерарха обновленческой церкви митр. Виталия (Введенского).
С 26 мая 1944 г. епископ Рязанский и Шацкий, с 6 окт. 1944 г. епископ Рязанский и Касимовский. Участник Поместного Собора РПЦ 31 янв.- 2 февр. 1945 г. В февр. 1945 г. возведен в сан архиепископа. В нояб. 1946 г. был вызван на зимнюю сессию Свящ. Синода. Управляя Рязанской епархией, Д. добился возвращения верующим Борисоглебского собора г. Рязани, закрытого в 1935 г. 22 июня 1946 г., накануне дня памяти свт. Василия Рязанского, Д. получил разрешение начать в храме богослужения и благословил сделать в соборе придел во имя свт. Василия. 27 янв. 1947 г. освятил главный престол Борисоглебского собора и совершил торжественный благодарственный молебен. Собор вновь получил статус кафедрального. Опубликовал в ЖМП статьи: «Памяти Патриарха Сергия», «Жребий св. Кукши», «Отображение Павлово-Тимофеевской дружбы», «Гордость Рязани - митрополит Стефан Яворский», «Послания Патриарха Сергия (Патриарх Сергий и его духовное наследие)» и др.
13 янв. 1947 г. на основании личного прошения переведен на Ярославскую кафедру. Д. любил Ярославль, неоднократно выезжал туда в отпуск для поправки здоровья. Еще в 1943 г. Д. написал очерк о Ярославской епархии, в к-ром обосновал необходимость выделения из состава Ярославской и Ростовской епархии как самостоятельной епархиальной единицы Костромской епархии. В 1947 г. на момент принятия Д. Ярославской епархии за ней числились денежные долги. Для накопления епархиальных средств Д. открыл текущий счет в банке, благодаря чему удалось добиться профицита епархиального бюджета и рассчитаться с долгами. Под рук. Д. был отреставрирован Феодоровский кафедральный собор Ярославля, за что он заслужил одобрение Патриарха Алексия I. Д. принял меры к улучшению управления епархией, сократил штат епархиального управления, лично вел деловую переписку. Налаживая церковную жизнь в епархии, своей требовательностью вызывал недовольство и непонимание части местного клира, что воспринимал очень болезненно. Особое недовольство выражали люди, отстраненные от церковной казны. Д., желая знать потребности местного духовенства, организовал совет для принятия коллегиальных решений по делам епархии (через год был упразднен). По отзывам современников, Д. отдавал служению Церкви, Отечеству и людям все силы, обладал даром прозорливости. Был деликатен и добродушен. Все, что ему дарилось и преподносилось, он раздавал нуждающимся, был скромен в еде и одежде. 22 февр. 1950 г. удостоен права ношения креста на клобуке. 29 июля 1954 г. по состоянию здоровья уволен на покой.
Д. стоял в начале церковного служения митр. Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). В авг. 1947 г. он совершил его пострижение в монашество, в нояб. 1949 г. рукоположил во иерея. В янв. 1952 г. назначил иером. Никодима клириком кафедрального Феодоровского собора Ярославля и своим секретарем. Д.- автор воспоминаний, посвященных гл. обр. Поместному Собору Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. (не опубл.). Отдельные главы записок были зачитаны Патриарху Алексию I, внесшему в них поправки (Акты свт. Тихона. С. 14-15).
4 апр. 1956 г. принял схиму с именем Лазарь, в честь св. прав. Лазаря Четверодневного. Отпевание совершил Ивановский и Кинешемский архиеп. Венедикт (Поляков). Погребен на Ярославском кладбище на Туговой горе.
Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».